Поиск
Популярные статьи
    Архив
    Ноябрь 2017 (1)
    Июль 2017 (4)
    Июнь 2017 (1)
    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (5)
    Март 2017 (4)
    Наши ссылки
    Панель управления
    логин :
    пароль :
  • Напомнить пароль?
     
    .

    НАЦИОНАЛИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ

    Просм.: 7586 Дата : 28 августа 2010

    Почему у казахов существует комплекс в отношении темы национализма?

    Может показаться несколько неожиданным объединение в названии этого материала таких, казалось бы, противоречивых понятий как национализм и либерализм. Но, тем не менее, подобная постановка вопроса вполне правомерна. Дело в том, что национализм и либерализм, как феномены общественного бытия, имеют один исторический источник. Этим источником является идеология Французского Просвещения. Начиная с 18 века национализм и либерализм неотступно следуют друг за другом.
    В казахстанском обществе существует определенное табу на обсуждение проблемы национализма. В публицистике редко можно встретить обращения к этой тематике. Как правило, содержание этих публикаций мало отличается о бравурных заявлений советской эпохи о полном взаимопонимании между союзными народами.
    Можно сказать, что существует определенная деликатность при обсуждении темы национализма. Представители разных этносов стараются не говорить на эту тему, а по возможности - избегать этого. Подобный своеобразный комплекс еще более усилился после событий 1986 года.
    Нынешнее замалчивание темы национализма представляется не то, чтобы неудачным, очень опасным положением. Было бы лучше проговаривать эту тему, поддерживать определенный уровень ее обсуждения. Молчание может прорваться, и нарушить устоявшую схему обсуждения национализма и национальных отношений. Поэтому интеллигенции необходимо преодолевать сложившийся стереотип молчания. Именно представители интеллигенции имеют все возможности для адекватного и взвешенного рассмотрения проблемы национализма.

    Совместимы ли понятия «национализм» и «либерализм»?

    В современной ситуации было бы целесообразным определиться с понятием национализма, с тем, что мы будем под ним понимать. Ни для кого не является секретом, что в разных культурах, разных странах национализм имеет различную смысловую нагрузку.
    Восприятие национализма как негативного явления общественной жизни базируется на установках и ценностных подходах советской системы. В рамках советской идеологии национализму не было места, он рассматривался как пережиток капиталистической формации.
    Предполагалось, что природа национализма роется в экономической сфере, и с преодолением экономического отчуждения масс национализм автоматически теряет свою основу. Тяжелые уроки Великой Отечественной войны еще в большей степени закрепили негативное отношение к понятию национализма в массовом сознании.
    Однако следует указать, что подобное понятие национализма не имеет распространения в других странах мира. Достаточно сказать, что понятие «национальность», которое мы понимаем как этническую принадлежность, на Западе обозначает гражданство человека. Такое понимание связано с теоретическим осмыслением становления государства нового типа, государства - нации. В этом смысле следует понимать национализм как психологическую причастность и самоидентификацию человека с определенным государством и остальными гражданами этого государства, а не этническую принадлежность. Иными словами мы делаем основной упор на этничность, а западный человек - на гражданственность.
    Во всем мире национализм является внутренней энергией развития общества. Разница заключается в том, что развитие это идет на пользу не только какой-либо одной этнической группе. На самой начальной ступени национализм проявляется в виде стремления гражданина к деятельности, направленной на максимально успешное позиционирование своего государства - нации, и своих сограждан на мировой арене.
    С понятием национализма тесно связано понятие либерализма. Либерализм на самом начальном этапе своего существования рассматривался как механизм построения государства - нации. В этом смысле национализм для западного человека является одним из производных следствий либерализма. Классическим примером сочетания либерализма и национализма в политической истории является наполеоновская Франция конца 18-начала 19 веков, или США периода борьбы за независимость. Либерализм - это понятие-символ, понятие, призванное обозначить переход общества к новому состоянию. Основным смыслом либерализации всегда считалось и считается достижение свободы на всех уровнях общественного бытия. И в случае успешного достижения данной свободы граждане либеральных государств испытывали законное чувство гордости за выполненное дело. Это чувство гордости подстегивало их на новые свершения. Поэтому национализмом можно также назвать желание граждан какой-либо страны быть успешными, современными, способными к равной конкуренции с соседями. В этом смысле национализм выступает стимулом к здоровому соперничеству с другими, не дает сидеть на месте, подталкивает вперед.
    В Казахстане назрела необходимость трансформации понятия национализма. Речь идет о переходе к пониманию национализма как гражданственности, патриотизму по отношению к своей стране. В качестве примера можно указать на то, что в спорте мы болеем за свою команду, и не обращаем внимания на этническую принадлежность ее отдельных игроков. Можно вспомнить, как болеют французы за свою футбольную сборную, хотя этнических французов в ней - меньшинство. Именно такое понимание национализма является позитивным.
    Мы должны проговаривать на тему национализма, поскольку вокруг закрытых для обсуждения тем накапливается оболочка мифов. В качестве одного из основных способов трансформации общественного сознания можно предложить постепенное изменение смысловой нагрузки понятия. Это вполне выполнимо для нашего общества.
    Трансформация понятия «национализм» может способствовать набирающий темпы – процессу становления Казахстана мононациональным государством. К началу 2004 года в республике Казахстан проживало 14,9 млн. человек. Из них казахи составляли 8 млн. 550 тыс. человек, русские - 4 млн. 72 тыс. человек, украинцы - 469 тысяч, узбеки - 409, немцы - З7, татары - 232, уйгуры - 223, белорусы - 96 тысяч человек. Около 600 тысяч человек составляют остальные этнические группы страны,1. На долю восьми крупнейших этносов приходится в общей сложности 95,6% населения. 3а период, прошедший после переписи 1999 года, численность казахов выросла на 7, Численность русских с 1999 года по 2004 уме шилась на 407 тысяч, украинцев на 77 ты немцев на 115 тысяч, татар на 16 тысяч, белорусов на 15 тысяч. Мы видим, что число не титульных этносов сокращается.
    Общество имеет хорошую возможность именно сейчас провести переоценку понятия «национализм». Данный шаг будет выгоден всем этническим группам, существующим стране. Казахи, как государствообразующий этнос, получат возможность объединить в круг решения базовых государственных задач лучшие силы всего населения страны, национальные меньшинства получат больше гарантии соблюдения своих прав в целом.
    Тема национализма должна обсуждаться, поскольку в ближайшем будущем национализм станет одним из основных факторов общественного развития. С каждым годом значение этого понятия растет, и со временем обществу придется считаться с этим. Кроме того, на это косвенно указывает рост нерегулируемых проявлений национальной и расовой нетерпимости в других странах мира. Не последнюю роль в этом сыграло замалчивание проблемы национализма в развитых странах мира во вторую половину 20 века. И скинхеды в Великобритании, и Ле Пен во Франции, и возрождающиеся ультраправые в Германии - все это плодь преступного молчания общества. Сейчас подобная угроза нависла над странами бывшего социалистического лагеря, а в некоторых регионах процесс стал уже необратим (бывшая Югославия).
    В настоящий момент необходимо признать, что, несмотря на все радужные заявления, национальной политика ущербна. У властей отсутствует план действий по интеграции различных этнических групп в обществе, возможности Ассамблеи народов Казахстана ориентированы преимущественно на гуманитарные проекты. Ошибочной оказалась установка об экономической природе эмиграции из страны. В Казахстане уже несколько лет наблюдается экономический рост, однако доля эмигрантов превышает долю иммигрантов. Становится очевидным, что успешное проведение демографической политики тесно связано с максимальной эффективной реализацией национальной политики.
    В стране нет единого политического пространства, оно расколото на русскоязычный и казахоязычный сектора. Русскоязычный сектор тесно связан с публичной политикой, а казахоязычный - с закулисной политикой. Налицо раздвоение общественного сознания. Политики говорят на русском языке одно, а на казахском другое. При этом риторика сектора русского языка в целом имеет демократический окрас, а казахский сектор политики авторитарен. Соответствующим образом в обществе складывается разная интерпретация одного и того же политического события. Высказывания государственных лидеров на русском и казахском языках различаются. Существование двух секторов политики было допустимо раньше, когда в обществе существовала большая группа лиц, владеющих и тем и другим языками. Эта группа лиц осуществляла функцию коррекции политических заявлений, интегрировала между собой русский и казахский дискурсы.
    В современном Казахстане формируется только моноязычная среда, в которой нет коррекции интерпретаций. Таким образом, постепенно с вымыванием билингвистической среды в обществе будут выкристаллизовываться две, подчас противоположные, оценки политического процесса. Это приведет к новому конфликту, основанному на непонимании политических процессов разными этническими группами. Ожидания одной части населения, и ожидания другой части населения будут не совпадать.
    Мы должны обсудить новые подходы к национальной политике. Существующий формальный подход ведет в тупик, подобный утверждениям о советской дружбе народов. Альтернатива, предложенная обществу, достаточно проста - либо мы трансформируем понятие «национализм» В направлении гражданственности и патриотизма, либо мы получим неконтролируемый и необратимый рост национальной нетерпимости, причём, по отношению ко всем этническим группам.
    Современная политика нуждается в обогащении национальными традициями. Только тогда можно будет создать истинно независимое национальное государство, со своей политической системой координат. Казахский язык, став основным средством публичной политики, может стать основной для формирования собственной идеологии республики Казахстан, для развития казахстанского патриотизма и политической культуры в силу присущей ему притягательной убеждающей силы. Общество должно понять, что язык, как средство оформления и выражения мысли, в значительной степени определяет наши возможности в деле созидания культуры. Именно обращение к сокровищам, заложенным в языке, как основе духовности народа, гарантирует сохранение высоких идеалов служения своей стране, способствует появлению высокой патриотической мотивации у политически активной части нашего общества.
    Казахский язык должен стать основным информационным носителем в политической сфере. Необходимо вывести казахский язык в плоскость политической борьбы, научных споров, общественных и политических дискуссий. Именно на казахском языке должны представлять свои политические заявления представители, как правительства, так и оппозиции. Необходимо, чтобы казахстанские политики научились выражать свои политические эмоции, политические убеждения не только на русском, но и на государственном языке. Также необходимо, чтобы на государственном языке функционировали государственные и общественные органы власти, велись официальные переговоры.

    Нужно выработать новый подход для осмысления либеральных ценностей.

    Казахский язык, казахская речь и традиционные ценности выступают как триединая основа для осмысления либерализма и демократии. Поскольку традиционная казахская ментальность содержит в себе установку на компромиссное мышление. Казахская речь бесконфликтна, стремится избежать антагонизма. Традиционные казахские ценности могут быть базой для диалогового процесса.
    В казахской культуре присутствует чувственное восприятие партнера по диалогу, собеседника. Всегда имеется понимание многообразия точек зрения, всегда сохраняет право за собеседником на иной подход к проблеме. Большое положительное значение имеет уважительное отношение к старшим по возрасту, женщинам и т.д. Казахский менталитет восприимчив к либеральным ценностям. Именно этим фактом можно объяснить успешное развитие казахстанской оппозиции. В отличии от соседних политических систем, казахстанская оппозиция основана на принципах демократии, а не на противопоставлении тем или иным персонам.
    В современную эпоху короткой исторической памяти мы незаслуженно забыли о первой волне демократизации Казахстана, о таких деятелях как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и многих других. Партия Алаш является одним из самых удачных примеров здоровой адаптацией национальных и либеральных идей. Демократические лидеры Казахстана той эпохи выступают своеобразным совокупным Ататюрком казахского народа. Перед нами не стоит задача создания демократических ценностей, демократические ценности уже были созданы. Наша задача = осмыслить их. Было бы весьма позитивно, если бы казахстанские политики вводили в свой лексикон не только сентенции западных отцов демократии, но в большей степени казахских деятелей начала 20 века. Нам необходимо более глубоко уяснить их историческую роль.
    Все десять лет мы создавали лозунги, которые не были привязаны к подлинным интересам казахов. Подвешенные в воздухе, они не отвечали задачам, стоящим перед обществом.
    Бесперспективность подобной идеологии уже показали российские либералы - основу для либерализма в России они видели, прежде всего, на Западе. Они не искали основ либерализма внутри страны и поэтому проиграли.
    Казахская нация должна ощутить политическую ответственность за успех демократических преобразований в стране. Именно это и является подлинной национальной идеей Казахстана.

    Вначале 90-х годов развитие демократических институтов в Казахстане носило институциональный характер, мы только создавали фундамент нового государства. В то время было необходимо опереться на достижения Запада и российских либералов. Но сейчас перед нами стоит задача функционального закрепления демократии - созданные институты должны заработать. Этого можно достичь, только если демократия будет опираться на широкую поддержку снизу. Казахская нация должна почувствовать свою ответственность, свою миссию по сохранению и укреплению демократии - это и есть сочетание национализма и либерализма. Должно появиться чувство ответственности за страну, за другие этносы, проживающие в республике.
    Если демократия потерпит поражение, то вина будет лежать на казахской нации, нации, которая не смогла обеспечить проведение преобразований. Не смогла развить конкурентно-способную политику и экономику. Речь идёт об идеологической оценке независимости. Мы доказали себе, что способны построить государство. Следующий шаг осуществление функционирования этого государства. Необходимо наполнить жизнью созданные государственные институты. Весь драматизм современной ситуации - в необходимости сочетания национализма и либерализма.
    Казахстанское общество осознаёт, что в сочетании национализма и либерализма возможен поиск внутренней поддержки для демократии в стране. Только в этом ключе либерализм в Казахстане будет иметь твёрдые основания. Только та идеологическая схема будет успешна, которая сможет синтезировать традиционные ценности и либеральные перспективы.
    Демократия в Казахстане будет успешно развиваться только тогда, когда мы будем её опорой.

    Ерлан Карин
    Журнал «Казахский альманах» № 2, 2009 г.


    Кук буре предупреждает всех, что за комментарии, содержащие экстремизм, оскорбления отдельных личностей и социальных групп администрация сайта ответственности не несёт, а написавшие их люди, скорее всего, будут привлечены к ответственности, предусмотренной российским законодательством.
    ПОМНИТЕ! Вы несете ответственность за оставленные отзывы! При добавлении отзыва будет сохранен ip Вашего компьютера. Если хотите оставить отрицательный отзыв, всегда можно подобрать корректные слова.
    Добавить в закладки - | Напечатать | 28 августа 2010 ---
    Другие новости по теме:


    Комментарии


    Цитировать       автор: умида   |   28 августа 2010 17:53   |   Зарегистрирован: --  

    Группа: Гости
    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    Ура! Башкирские националисты будут теперь просится в подданство либерально-националистического Казахстана,чтобы помогать развивать Ерлану Карину националистскую демократию! РЗХамитову на блог уже это замечательное эссэ поместили? Когда на эту тему йыйын проведете?
    * *

    Цитировать       автор: Gulnara hanum   |   28 августа 2010 20:14   |   Зарегистрирован: 29.12.2009  

    Группа: Гости
    Публикаций: 0
    Комментариев: 246
    Сегодня, в условиях наступления глобализации, вновь возрождается и набирает силы идеология традиционализма. Традиционализм стал выражением и защитой не чуждых, заимствованных, искусственных, а «органических» для общества (народа) форм жизни, которые в состоянии обеспечить его устойчивое развитие. Традиция – это не сохранение или изменение, а нечто постоянное внутри перемен, константное в развитии, абсолютное в относительном и вечное во временном…
    * *

    Цитировать       автор: Ильдар Атауллин   |   29 августа 2010 00:13   |   Зарегистрирован: --  

    Группа: Гости
    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    "Благодаря почетному наименованию «националисты» нам бы хотелось самым решительным образом отмежеваться не только от тех, для которых это слово обозначает просто «гнусность», но и от миролюбивых обывателей вообще. Движение, которое хочет защищать жизненные ценности, прибегая к насилию, и которому плевать на то, одобрено ли это общепринятой моралью или нет, основывается на псах войны, на настоящих крепких ребятах, которые всем сердцем отдаются делу. Это не те мелкие лавочники и производители марципанов, которыми век всеобщей воинской повинности наполняет армию, но мужчины, которые рискуют, потому что у них есть желание рисковать. "

    Эрнст Юнгер
    * *

    Цитировать       автор: kagan   |   29 августа 2010 18:01   |   Зарегистрирован: 12.10.2009  

    Группа: Администраторы
    Публикаций: 1880
    Комментариев: 269
    Красные потерпели поражениеи только по своей вине. Они полностью продули и сдали нашу страну. Только национализм сожет спасти все народы.
    * *

    Цитировать       автор: умида   |   30 августа 2010 15:58   |   Зарегистрирован: --  

    Группа: Гости
    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    kagan ты не одинок, фашисты в Германии тоже считали что только национализм "сожет" спасти их. Видишь какие у тебя мощные союзники, еще валиди к ним ездил.
    * *

    Цитировать       автор: Gulnur   |   30 августа 2010 20:03   |   Зарегистрирован: 29.08.2010  

    Группа: Гости
    Публикаций: 0
    Комментариев: 4
    умида, узбекское имя, что делает узбек на башкирском сайте?

    умида, что значит "национализм "сожет" спасти их", не совсем понятно, поясните , пож-та. умида, а вы -какой националист, не совсем понятно, кого вы представляете, по-видимому-ненавистников башкирского народа? умида, а вы сами видели , как Валиди к ним ездил, т. е. к фашистам Германии? может, вы сопровождали его в той поездке? Тогда по-возрасту вам лет этак 120 , но люди столько не живут, как известно,во-всяком случае -не все, а если и доживают, то страдают старческим маразмом, поздравляю вас, умида, у вас-старческий маразм! а это уже диагноз, поэтому все ваши заявления нельзя принимать на веру, узбекский вы националист, извините...
    * *

    Цитировать       автор: :(   |   31 августа 2010 23:22   |   Зарегистрирован: --  

    Группа: Гости
    Публикаций: 0
    Комментариев: 0
    не понял кто тут Карина разместил?
    Далеко не лучший выбор
    * *

    Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 4 дней со дня публикации.