Поиск
Архив
Июль 2017 (4)
Июнь 2017 (1)
Май 2017 (4)
Апрель 2017 (5)
Март 2017 (4)
Февраль 2017 (7)
Наши ссылки
Панель управления
логин :
пароль :
  • Напомнить пароль?
     
    .

    В Уфе прошел 4 съезд башкирского родового объединения Табын

    Просм.: 712 Дата : 17 мая 2017

    Первый йыйын прошел в 1993 году в п. Красноусольский, второй - в 1994 г. в Кармаскалах, третий - в Уфе в 2007 году.
    В 2011 году на территории санатория "Красноусольский" силами табынцев открыт памятник одному из вождей племени - Курпяч бию.
    На 4 съезд табынцев приехали представительные делегации не только из башкортостанских райнов проживания представителей рода, но и из Оренбургской, Самарской областей, Республики Татарстан. К сожалению, из-за плохой и непредсказуемой погоды, не смогли приехать табынцы Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области, курганские табынцы. Тем не менее, только делегатов было более 200 человек. Приехали фольклорные коллективы, краеведы привезли шежере, мастерицы - свои поделки. Из высоких гостей почтили своим участием в форуме Председатель исполкома МСОО "Всемирный курултай башкир" Амир Ишемгулов, глава администрации Кармаскалинского района Фанзиль Чингизов, замминистра культуры РБ Ранис Алтынбаев.
    В пленарной части были заслушаны приветствия гостей и доклады участников. Предлагаем вниманию читателей портала доклад доктора исторических наук Булата Азнабаева об истории рода Табын.

    Место племенного объединения Табын в башкирском этносе

    Выдающийся российский историк Сергей Михайлович Соловьев вывел основную формулу истории России вплоть до начала XVII века. Он считал, что главным содержанием нашей истории является борьба родовых и государственных начал. Следует отметить, что с политической точки зрения для башкирского народа эта проблема так же составляет сущность истории башкирского народа.
    Дело в том, что у большинства башкирских родов институт государственной ханской власти не имел приоритета в принятии важнейших решений жизни общин. Башкиры не испытывали никакого священного трепета по отношению к государственному праву чингизидов. Документы, отображающие историю многочисленных башкирских восстаний, свидетельствуют о том, что высшей властью в башкирском обществе обладали только йыйыны – народные съезды. Не только во время восстаний, но и в ситуации, когда необходимо было принимать решения, затрагивающие интересы всех башкир, созывались общебашкирские съезды, которые часто решали судьбу приглашаемых ханов совсем не пользу потомков Чингисхана. Последний из сибирских шибанидов, правнук знаменитого Кучума, претендовавший на власть в регионе ­– Кучук бин Аблай был убит башкирами в 1679 году. После этого события представители рода Шибана ушли из Сибири в Среднюю Азию.
    В этом отношении табынское объединение родов занимает особое положение. Еще во время становления монгольской империи лидеры табынцев прочно связали свою судьбу с родом Чингисхана, став наиболее преданными приверженцами сохранения власти империи. Однако особое отношение к идее государственности табынцев определилось еще задолго до появления Чингисхана. В середине XII века Идриси, составивший карту по поручению сицилийского короля Рожера II, обозначил в районе Западной Сибири и Урала страну Табуни или Табуния, выделив её как отдельное политическое образование.
    Факт того, что табыны занимали особое место в федерации башкирских племен в XIII веке отображен и в башкирском варианте Дефтери-Чингизнаме. В этом памятнике начала XVII века, повествуется о приоритете родоначальника табынцев Майкы-бии в вопросе подчинения монгольской империи. Именно по его инициативе вожди других башкирских племен обратились к главе монгольской империи с предложением добровольного подданства. В тексте «Дефтера» отмечено: «Взяв с собой 10 биев (князей) из 9 родов, Майкы-бий отправился на поиски Чингисхана. После того, как он был обнаружен, Майкы-бий запряг в телегу 9 биев, усадил рядом с собой Чингисхана, и они отправились на монгольскую ставку. После прибытия, Майкы-бий встал под правую руку Чингисхана, шагая вот так рядом с ним, они вошли в его дворец». В табынском шежере эта информация дополняется важной информацией: О предке нашем Майкы-бии, передают предание, что это был человек, живший в одно время с Чингиз-ханом. И еще говорят, был он в числе его визирей, и ездил с ним, сидя на одной арбе. И еще говорят, был он погружен в думы и расчеты, и по этой причине снискал прозвище «задумчивый Майкы-бий». Сказывают, что он был способен давать советы Чингизу. Говорят, он много путешествовал и повидал много стран. Говорят, для своего времени он был человеком со славой ученого, был способен вести переписку, делать расчеты и давать советы».
    В башкирском эпосе «Идукай и Мурадым» хан Золотой орды обращаясь к лидерам башкирских родов так особо выделяет вождя табынцев: «Табын-батыр, среди всех батыров моих старше и опытней ты остальных».
    Насколько информация этих литературных памятников об особом положении политического объединения табынцев подтверждается свидетельствами историков? Действительно Майкы или в монгольском варианте Байку входил в ближайшее окружение ханов Джучи и Бату. В этой связи уместно привести версию известного историка Астраханского и Крымского ханств И.В. Зайцева относительно происхождения термина «табин», которое встречается в западно-русском переводе письма хана Большой Орды Муртазы польскому королю Казимиру, написанного в 1584 году. И.В. Зайцев считает, что это слово следует переводить с чагатайского языка как военный чин, обладатель которого был близок к хану и служил ему кем-то вроде адъютанта или пажа. Автор предположил, что такие особые элитные военные объединения могли существовать при дворах большеордынских ханов подобно тому, как они существовали у современных им Тимуридов. На территории Поволжья и Южного Урала этнонимы, ведущие происхождение от титулов или чинов, действительно имели место. К ним следует отнести такие родовые подразделения башкирских родов как мурзалар, тархан и дуван.
    Рашид-ад-дин, иранский автор, писавший в конце XIII в. отмечает, что Байку-бий был передан в числе четырех наиболее выдающихся полководцев своему старшему сыну Джучи, которому была определена отцом задача покорения западных стран. При этом, Байку был поставлен Джучи командующим самым западным (правым) крылом своей завоевательной армии ­– бараунгар, т.е. самым передовым отрядом. Примечательно, что после возвращения монголов из Европы табынцы оказались в улусе Шибана – четвертого сына Джучи и младшего брата Бату. Шибан вместе с Батыем и Субэдэем разоряли земли Словакии и Чехии, затем соединились с пришедшим с севера после победы при Легнице корпусом Байдара. Монголы выдвинули свои авангарды до Вены. Однако в это время, получив известие о смерти великого хана Угэдэя, монголы были вынуждены покинуть Европу и вернутся в Могнголию для участия в курултае выбора нового хана.
    В улусе Шибана, располагавшегося на северо-востоке владения улуса Джучи, табыны заняли земли между Тоболом и Иртышом. Однако уже в XIV-XV веках табынцы начинают активно проникать в западное Приуралье и даже территорию Казанского ханства. Основной поток переселенцев был обусловлен политическими событиями в улусе Шибана. История рода Каратабын, записанная Гали Сокорой, повествует о происхождении табынцев от Майкы-бия, который во время Чингисхана обитал на реке Миасс. Его внук – Ахмедшейх, под давлением завистливых братьев отца, был вынужден переселиться на запад, потому что там «сыновья» Чингиза основали свое ханство. Интересно, что этот потомок Майкы-бия ищет не просто свободную землю для поселения, но правителя из рода Чингисхана, которому он мог бы служить.
    Мухаметсалим Уметбаев приводит более конкретную причину переселения табынцев на запад. Он пишет, что бии табынцев, выступив на стороне хана Шибака, подобным образом избежали мести сибирского хана Ибака, который пришел к власти при помощи лидеров Ногайской орды. Хан «Ибак» – тюменский хан Ибрагим. «Шибак» – внук правителя кочевых узбеков Абу-л Хайра хана Мухаммет-Шейбани, которого звали и «Шейбани-ханом». Для вражды у них оснований было более чем достаточно - Ибак (Ибрагим) хан убил дядю Шейбани-хана Шейх-Айдара хана. Однако главная причина, на наш взгляд, заключалась в том, что хан Ибрагим был ставленником ногаев, которые нарушили земельные права башкир. Массовое переселение табынцев в Западные районы Башкортостана начинается в 80-е годы XV в. Именно тогда ногаи прочно утверждаются на землях башкир. Тыбынцы из Западной Сибири осели в районе низовьев рек Белой и Ика, став в XVII-XVIII веках башкирами Ирехтинской волости. Ряд табынских поселений протирается до центра Казанского ханства. Например, потомок Курпеч бея (на 5-6 колене) Тимершеих, согласно родословным, «переселился в Казанское ханство. В XIX в. их потомки жили в Мамадышском уезде».
    Несмотря на фактическое бегство переселившиеся на Запад табынцы не изменили своей приверженности государственной иерархической структуре общества. В 1523 году Ахметшейх получил ярлык от казанского хана Сафа-Гирея на свои владения в районе реки Ик. Установив, таким образом, отношения с казанскими чингизидами, потомок Ахметшейха – Исян начинает выстраивать иерархию башкирских родов. Шежере племени Иректе свидетельствует о том, что «если и были у башкир кайпан, и герей, и уран, и тазлар, и байки, и балыкчи, если и были у (этих) башкир над ними свои тюря, то главы всех этих тюб все признавали Исяна своим главой и считали над собой ханом. По этой причине в его присутствии разные роды были слугами».
    Другие башкирские роды если и не принимали политическое превосходство табынцев, то признавали приоритет табынцев в руководстве и организации совместных военных действий против калмыков. В 1648 году 500 отряд калмыков вторгся в башкирские волости Уфимского уезда башкиры Минской и Бурзянской волостей собрали ополчения, однако при этом не организовывали нападения, ожидая подхода ополчения Ирехтинской волости. Как только отряд ирехтинцев присоединился к башкирам, руководством военными действиями было передано тарханам западных табынцев. В результате калмыки были полностью разгромлены и пленены в районе реки Усолка (Кугуш). В октябре 1733 года 10-тысячный отряд хана Среднего Жуза Семеке обрушился на зауральских башкир. Основной удар пришел на селения Катайской. Куваканской и Кара-табынской волостей. Несмотря на исторически напряженные отношения табынцев и катайцев общее руководство объединенным ополчением было отдано вождю каратабынцев Таймасу Шаимову, которому удалось не только отбросить казахов, но и захватить богатые трофеи.
    Приверженность ханской государственной идеологии обусловило и довольно сложные и противоречивые отношения табынцев с российским государством. Далеко не все табынские роды вошли в состав Российского государства добровольно. Неслучайно, что первые упоминания в источниках о башкирских аманатах, содержавшихся в Казани, связаны с зауральскими табынцами. А.З.Асфандияров отметил, что только завоеванные башкирские племена вынуждены были отдавать властям заложников. Единственно известный по источникам аманат Сурабан был из рода Голубь восточно-табынского племени, насильственно включенного в состав Русского государства. Однако не только зауральские табынцы не признали факт добровольного вхождения в состав Российского государства других башкирских родов. В шежере племени Юрматы отмечается, что табынцы, кочевавшие по Кугушу (Усолке) – будущая Курпеч-табынская волость, не желая ждать прихода русских, ушли из Башкирии. Это дало возможность оставшимся в крае юрматинцам утвердить брошенные земли табынцев по реке Усолке за собой. Однако уже в 1582-1586 годах табынцы вернулись, воспользовавшись очередным обострением русско-ногайских отношений. Обнаружив на своих землях православную обитель – Вознесенскую пустынь на реке Усолке они уничтожили ее. Интересно то, что возвращение табынцев не вызвало никаких претензий со стороны юрматинцев. Они были вынуждены признать приоритетные права табынцев на здешние угодья. Однако самыми стойкими противниками российских властей выступили зауральские табынцы. Это роды Кара-Табын и Барын Табын.
    В исторической литературе сторонников и противников российской власти принято помещать по разные стороны Уральского хребта. Считается, что в Зауралье все башкирские родовые структуры выступали против добровольного присоединения к России. Однако это не так. В источниках XVIII в. отмечается, что башкиры Сибирской дороги разделяются на три тюбы или аймака: катайскую, айлинскую и табынскую. Этнические взаимоотношения этих групп исследованы в работе Р.Г. Кузеева и Н.В. Шитовой. Мы предполагаем, что эти объединения имели политическую основу. Если табынская тюба была опорой для кучумовичей и несла в себе имперскую государственную традицию чингизидов, то айлинское объединение ориентировалось на потомков Едигея. В первой трети XVIII в. старшины родов, входивших в айлинский союз, помнили о земельных пожалованиях ногайского хана. Катайская тюба, в которой в XVI-XVII вв. верховодили салъюты, представляла собой роды, поддержавшие сибирскую княжескую династию Тайбугидов.
    Отношение к российским властям во многом предопределялось традиционными политическими предпочтениями. Отношение к России айлинского союза было таким же противоречивым, как и политика ногайских правителей в отношении России, которые, то добровольно принимали подданство Москвы, то разрывали все отношения.
    Катайцы и салъюты не только добровольно приняли подданство России, но и фактически участвовали в основании русской крепости Уфы, а их лидер князь Шугур Коккузов склонил на сторону России внука Кучума – будущего хана Касимовского ханства – Арслана бин Алея. Река и гора Шугуровка в северной части города Уфы – бывшие поместные владения Шугура Коккузова. Катайцы и Салъюты были вековыми врагами кучумовичей, которые свергли местную сибирскую династию – потомков князя Тайбуги. Именно по этой причине салъюты и катайцы стали противниками табынцев. Противостояние салъютов с сибирскими шибанидами нашло отражение и в башкирском фольклоре. В кубаире «Сукем-батыре», записанном в Челябинской области, повествуется о том, что когда на край салъютов напали воины Кучума-хана, то башкир-сальют Сукем-батыр оказал им достойный отпор.
    Табынцы вплоть до ухода кучумовичей к каракалпакам стремились поддерживать сибирских чингизидов. По-существу, именно табынцы были главной силой сибирских царевичей после похода Ермака. При этом, табынцев не остановило поражение Кучума и захват в плен большей части его сыновей. Военные действия с русскими войсками продолжались вплоть до 80-гг. XVII в. К примеру, в 1596 г. тюменские служилые люди, воспользовавшись тем, что мужчины находились на санаре, совершили набег на деревни Кара-табынской волости. В 1600 г. катайцы и салъюты сообщали российским властям, что местные табынцы, даже платя ясак в Уфу, «государям ни в чем не примят не доброхотают» и готовятся к военным действиям. В том же году уфимский воевода Михаил Нагой прямо назвал табынцев «людьми» сибирских царевичей Каная и Алея. По словам уфимского боярского сына Гаврилы Артемьева, в бытность его «в 1601 г. в посольстве к Кучумовым детям, в Каратабынскую башкирскую волость пришло двадцать семей башкирцев с женами и детьми, а бывали до они преж сего тое ж Каратабынской волости есашные же башкиры были с Кучумом». В 1606 году султан Алей готовился к походу на башкир Уфимского уезда. Узнав об этом намерении сибирского царевича, башкиры «Айские и салъютские волости побежали з женами и з детьми в крепи, пометав животы». При этом, войско Алея состояло в основном из представителей башкирских родов: «…и у царевичев людей ево, и тобынцов, и сырянцов и нагайцов человек с 1000». Таким образом, неприятие восточными табынцами российской государственности доходило до такой степени, что они не останавливались перед нападением на другие башкирские волости, поддерживавших российскую администрацию. В 1623 г. тюменский воевода Федор Бобрищев-Пушкин сообщал, что царевич «Ишим кочует на Уфимском устье и пошел в Уфимские волости старых своих людей табынцов сыскивати». На основании фольклорных материалов хакасский тюрколог Николай Катанов показал широкое участие табынских волостей в борьбе Кучума и его детей с русскими.
    Неслучайным является и то обстоятельство, что сохранение письменных исторических свидетельств в башкирском обществе так же связано в основном с табынцами. Потребность в фиксации исторических событий возникает с формированием структур государственной власти, т.е. с появлением иерархизированного общества во главе с ханом.
    Известный краевед и оренбургский чиновник П.И. Рычков своим сведениям о башкирах времен Золотой Орды и Ногайского владычества обязан исключительно информации старшины Кара-табынской волости Кидряса Муллакаева. По словам П.И. Рычкова, у Кидряса Муллакева хранилась некая «татарская история», рукопись которой была утрачена во время восстания 1735–1740 гг. Табынцы Гали Сокорой и Мухаметсалим Уметбаев в своих исторических изысканиях так же опирались на письменные источники, которые не дошли до нас.
    Выскажем предположение, что и знаменитое «Дафтар-и Чингизнаме» было составлено в табынской среде. Не случайно, его анонимный автор ставит родоначальника табынцев – Майкы-бия выше других тюркских биев, пришедших на помощь Чингисхану. Только Майкы-бий сидел вместе с Чингисханом и давал ему полезные советы. Казанский исследователь тюркских средневековых текстов М.А. Усманов считал, что этот памятник составлен служилым татарином, жившем рядом с башкирами. Он отрицает принадлежность автора «Дафтар-и Чингизнаме» к башкирам на том основании, что автор памятника путает родоплеменные отношения башкир с общетюркскими, и вообще, о башкирах говорит как об отдаленном третьем лице. Следует отметить, что по причине слабой изученности проблемы и недостатка источников, мы не можем с точностью установить границу, отделяющую родоплеменные структуры башкир Зауралья от общетюркских родов XVII–XVIII вв. К примеру, до недавнего времени считалось, что среди башкир не было родовых подразделений кунграт и джилаир. Однако есть архивные свидетельства, что они существовали еще в начале XVIII века. К тому же, в XVII веке не существовало такой этнической общности как «тюрки». Родоплеменные структуры Урала уже прочно вошли в состав сложившихся этносов – башкир, казахов, ногайцев или мишарей.
    Относительно употребления этнонима «башкиры» в третьем лице следует отметить, что именно приверженность к ханской власти ставила табынцев в особое положение по отношению к другим башкирским родам. К началу 80-х гг. XVII в., т.е. ко времени завершения работы над произведением, прошло менее пяти лет после или убийства Кучука башкирами. Для зауральских табынцев, сохранивших верность кучумовичам, это событие стало катастрофой, вину за которую они были склонны возлагать на все башкирские роды, причастные к его убийству.
    Однако наиболее критическое отношение автора «Дафтар-и Чингизнаме» вызывает отношение башкир к хану Сайиду-Джагфару, призвавшему их к восстанию в 1681 г. Отход участников от восстания анонимом квалифицируется как измена «праведному хану» всего башкирского народа.
    Следует отметить, что даже после ухода шибанидов в Среднюю Азию башкиры приглашали их в качестве ханов и султанов во время восстаний XVIII века. И в таких случаях потомки Кучума стремились остановиться у башкир табынских родов, верности которых они доверяли. Знаменитый султан Мурада бин Кучука, который в 1708 г. выступил в качестве претендента на роль хана башкир, с момента своего появления в Башкирии сделал своей ставку владения башкир кара-табынской волости в верховьях реки Яика. Весной 1708 г. Султан-Мурат был захвачен царскими войсками при попытке взять штурмом дагестанской крепости Тарки и казнен в Казани. Другой потомок Кучума – Байбулат бин Хасан, известный как Карасакал, до своего провозглашения ханом башкир, проживал в Кара-Табынской и Барын-Табынской волостях Ногайской дороги. Таким образом, сибирские шибаниды даже после ухода в Среднюю Азию помнили верную службу башкир-табынцев.
    Только после того, как лидеры зауральских табынцев утратили легитимную основу в лице сибирских потомков Кучума для сопротивления российским властям, они начинают признавать подданство Москвы. Некоторые вожди восточных табынцев сыграли главную роль в утверждении российской власти на юго-восточной границе Российской империи. Именно старшине Кара-Табынской волости Таймасу Шаимову принадлежит ключевая роль в благополучном решении вопроса о принятии российского подданства казахами Младшего жуза. У Таймаса Шаимова были давние дружеские отношения с главой казахских табынцев батыром Букенбаем, которые возглавлял общее казахское ополчение в борьбе с джунгарами. Именно он осенью 1733 года тайно от хана Младшего Жуза Абулхаира прислал к Таймасу двух человек с предупреждением о нападении на башкир хана Среднего Жуза – Семеке. Эта информация позволила Таймасу Шаимову мобилизовать ополчение и разгромить войско Семеке на землях Куваканской и Катайской волостей. В октябре 1731 года Тевкелев был послан в Младший жуз во главе особой миссии для вручения Абулхаир хану царской грамоты и приведения к присяге султанов и старшин. Однако большинство старшин не только не считало возможным присягнуть русской власти, но и выступала за немедленную казнь российского дипломата. Только благодаря значительным усилиям Таймаса Шаимова, сопровождавшего Тевкелева, и реально рисковавшего жизнью, и батыра Букенбая удалось добиться изменения отношения казахских старшин к миссии Тевкелева. Впоследствии Тевкелев прямо указывал в своем отчете, что обязан успехом своего посольства Букенбаю и Таймасу Шаимову.

    Подводя итог своему краткому докладу, следует отметить, исторически в башкирском народе именно табынцы в наибольшей степени придерживаются мировоззрения, в котором доминирующее место занимает идея государственного служения. Считаю, что эта традиционная парадигма безусловно находит свое подтверждение и в современном Башкортостане.

    http://bashkirica.ru/news/1039/


    Мнение редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.
    Администрация сайта предупреждает всех читателей, что за комментарии, содержащие экстремизм, оскорбления отдельных личностей и социальных групп администрация сайта ответственности не несёт, а написавшие их лица могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной российским законодательством.
    ПОМНИТЕ! Вы несете ответственность за оставленные отзывы! При добавлении отзыва будет сохранен ip Вашего компьютера. Если хотите оставить отрицательный отзыв, всегда можно подобрать корректные слова.
    Добавить в закладки - | Напечатать | 17 мая 2017 ---
    Другие новости по теме:


    Комментарии


    Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 4 дней со дня публикации.
    Notice: Undefined index: __asx in /home/www/z118363/kyk-byre/new/engine/skins/images/tink.png(1) : eval()'d code on line 559