Поиск
Популярные статьи
    Архив
    Ноябрь 2017 (1)
    Июль 2017 (4)
    Июнь 2017 (1)
    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (5)
    Март 2017 (4)
    Наши ссылки
    Панель управления
    логин :
    пароль :
  • Напомнить пароль?
     
    .

    Башкиры за ратификацию Декларации ООН о правах коренных народов

    Просм.: 4125 Дата : 29 августа 2012

    В 2007 году была принята Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Она представляет собой заявление всеобъемлющего характера, касающееся прав коренных народов. В ней 46 статей.
    Декларация разрабатывалась 20 лет и имеет революционное значение, поскольку подтверждает права коренных народов на самоопределение, а также права на землю, территорию и ресурсы.
    В Декларации признается незаконной дискриминация коренных народов, поощряется полное и эффективное участие коренных народов в принятии государственными и другими органами всех затрагивающих их решений, а также их право развиваться обособленно, согласно своим собственным взглядам на экономическое и социальное развитие.
    17 статей Декларации касаются культуры коренных народов, способов ее защиты и распространения путем поощрения непосредственного участия коренных народов в принятии государственными и другими органами решений и предоставления им доступа к образованию на родном языке и другим ресурсам.
    15 статей Декларации касаются участия коренных народов в принятии государственными и другими органами решений, влияющих на их жизнь, включая реальное участие в демократической форме правления государством.
    В Российской Федерации Декларацию часто путают с Конвенцией 1989 года Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах.
    Данная Конвенция впервые дала вошедшее в международно-правовой лексикон определение термина «коренных народов», как «народов в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты» (п.а ч.1 ст.1).
    Таким образом, коренные народы – это те, которые жили на своих землях до прихода переселенцев.
    От понятия «коренные народы» данная Конвенция отделяет понятие племенных народов, которым дает соответствующее определение (п.б ч.1 ст.1).
    В Конституцию Российской Федерации также включено понятие «коренных народов», однако обособленными объектами правозащиты являются только малочисленные из них, права которых гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст.69).
    Согласно Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся те, которые насчитывают в Российской Федерации менее 50 тысяч человек.
    Введенный в обиход Конвенцией МОТ от 1989 года и Конституцией Российской Федерации от 1993 года и получивший всеобщее распространение термин «коренные народы» благодаря этим же правовым актам устойчиво смешивается в сознании россиян либо с понятием народов, ведущих племенной образ жизни либо с понятием малочисленных народов.
    Однако при всем уважении к правам коренных малочисленных народов смешение понятий, изложенное выше, является порочным, отвлекающим широкую общественность от проблем иных коренных народов Российской Федерации. Вследствие указанной терминологической коллизии вне сферы влияния международных договоров может оказаться значительная часть российских граждан.
    Так, если общая численность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, являющихся объектами ст.69 Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», составляет 244 тыс. человек, то общая численность таких, например, коренных народов Российской Федерации, как татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты, марийцы, составляет более 10 млн. человек.
    При этом половина из них, т.е. более 5 млн. человек (по данным переписи 2010 года), проживают в титульных национальных республиках – на исконных землях, т.е. подпадают под действие Декларации ООН о правах коренных народов в случае её ратификации Российской Федерацией, поскольку их предки жили на этих территориях до установления существующих государственных границ Российской Федерации.
    Ратификация означает форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора.
    Порядок ратификации таких международных договоров, как Декларация ООН о правах коренных народов, определяется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
    Правом законодательной инициативы о ратификации международного договора обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.104 Конституции РФ). Они вносят законопроект в форме предложения о ратификации в Государственную Думу, которая принимает соответствующее решение в форме федерального закона.
    Согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
    Коренным народам Российской Федерации данная ратификация необходима в силу того, что положения Декларации будут иметь приоритет над российскими законами, защищающими права коренных народов. При этом исполнение Декларации потребует благоприятных для коренных народов изменения действующих или принятия новых федеральных законов (п.а ч.1 ст.15 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).
    В решении каких насущных проблем коренных народов поможет Декларация в случае ратификации её Российской Федерацией?
    На примере башкирского народа, к которому без остатка относятся положения Декларации о том, что «коренные народы стали жертвами исторических несправедливостей в результате, среди прочего, их колонизации и лишения их своих земель, территорий и ресурсов, что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами», можно ожидать следующих улучшений.
    Проводимая президентом Путиным В.В. политика унитаризма, ведущая к уничтожению федеративного устройства Российской Федерации и к потере права башкирского народа на свободное развитие, может быть остановлена статьей 3 Декларации, согласно которой коренные народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие, а также статьей 4, согласно которой коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.
    Идеолог башкирского национально-освободительного движения, основоположник федеративного устройства Российской Федерации Ахмет-Заки Валиди говорил о том, что нация не может существовать без языка, религии, без своей земли.
    Разграбление земель, полезных ископаемых, лесов, водных и других ресурсов Башкортостана, подверженных хищнической бесконтрольной эксплуатации, доходы от которой оседают на счетах частных лиц в зарубежных оффшорах, можно предотвратить частью 1 статьи 26, согласно которой коренные народы имеют право на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали, и частями 1 и 2 статьи 32, согласно которой коренные народы имеют право определять приоритеты и разрабатывать стратегии освоения или использования своих земель или территорий и других ресурсов; государства добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным и осознанным согласием до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов.
    Угроза исчезновения башкирского языка, усилившаяся вследствие сокращения количества учебных часов и массового закрытия сельских школ при том, что сельское население Республики Башкортостан является в основном башкирским, может быть предотвращена частями 1, 3 статьи 14, согласно которым коренные народы имеют право создавать и контролировать свои системы образования и учебные заведения, обеспечивающие образование на их родных языках, таким образом, чтобы это соответствовало свойственным их культуре методам преподавания и обучения; государства совместно с коренными народами принимают действенные меры для того, чтобы принадлежащие к коренным народам лица, в особенности дети, в том числе проживающие вне своих общин, имели, когда это возможно, доступ к образованию с учетом их культурных традиций и на их языке.
    Происходящее в настоящее время часто по надуманным основаниям преследование мусульман – последователей традиционного для башкир ислама, можно остановить положениями части 1 статьи 12, согласно которой коренные народы имеют право соблюдать, отправлять, развивать и передавать свои духовные и религиозные традиции, обычаи и обряды; право сохранять, охранять и посещать без постороннего присутствия свои места религиозного и культурного значения; право пользоваться и распоряжаться своими обрядовыми предметами и право хоронить на родине останки своих умерших.
    В Декларации особо отмечено право коренных народов на собственные представительные институты для взаимодействия с государством по законодательным или административным мерам, которые могут их затрагивать, при этом коренные народы имеют право на доступ к финансовой и технической помощи со стороны государства и посредством международного сотрудничества (статьи 18 и 39), а согласно статье 19 государства добросовестно консультируются и сотрудничают с соответствующими коренными народами через их представительные институты с целью заручиться их свободным, предварительным и осознанным согласием, прежде чем принимать и осуществлять законодательные или административные меры, которые могут их затрагивать.
    Следует отметить, что с точки зрения Декларации не являются представительными органами башкирского народа законодательный (представительный) орган Республики Башкортостан Госсобрание-Курултай, а также Международный союз общественных объединений «Всемирный курултай башкир» ввиду следующих обстоятельств.
    По смыслу Декларации представительным является тот институт коренного народа, который защищает перед лицом государства права и интересы коренного народа, закрепленные в Декларации.
    Госсобрание-Курултай и МСОО ВКБ не защищают перед лицом государства права и интересы башкирского народа, соответствующие положениям Декларации, а именно: не поднимают перед российскими властями вопросы федерализма и заключения федеративного договора, не останавливают разграбление природных ресурсов, не противостоят продолжающемуся сокращению преподавания башкирского языка, не выполняют других соответствующих Декларации функций по защите народа, а, наоборот, перед лицом общественных объединений, составляющих гражданское общество Республики Башкортостан, защищают интересы в большей части коррумпированных чиновников.
    Данные органы игнорируют обращения к ним Совета аксакалов башкирских общественных объединений, Башкирского правозащитного движения «Кук буре», других объединений и граждан, в которых содержатся просьбы использовать предоставленные полномочия для защиты прав коренного народа.
    Следует отметить, что общественные объединения и граждане республики требуют от чиновников соблюдения не Декларации, поскольку она не ратифицирована, а Конституций Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые содержат значительное количество положений, соответствующих положениям Декларации. Однако данные конституции не исполняются, а конституционные суды не застрахованы от подмены судебных решений политическими, что подтверждается последними событиями.
    09 июля 2012 года Конституционный Суд признал не противоречащим Конституции Российской Федерации (постановление №17-П) Протокол от 16 декабря 2011 года о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации, подписанный в единственном экземпляре на английском, французском и испанском языках, несмотря на следующие нарушения, указанные в заявлении, поданном в Конституционный Суд группой депутатов Государственной Думы.
    Депутаты заявили о том, что в Государственную Думу вместе с документами для ратификации не был представлен текст Марракешского соглашения на русском языке, а также не представлен Протокол согласования вступления в ВТО с субъектами Российской Федерации по вопросам, относящимся согласно Конституции Российской Федерации к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Депутаты также указали на другие нарушения и поставили вопрос о социально-экономических последствиях присоединения Российской Федерации к ВТО, в том числе в части влияния этого присоединения на внутренние, внешние и транзитные тарифы для грузовых железнодорожных перевозок, тарифы на газ, условия экспорта продукции цветной металлургии, условия доступа к природным ресурсам и т.д.
    10 июля 2012 года, т.е. на следующий день после признания Конституционным Судом данных действий исполнительной власти соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральный закон, ратифицирующий Протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО, был принят Государственной Думой.
    При этом депутаты Государственной Думы так и не получили, надо полагать, русскоязычные тексты возведенных ими в ранг федерального закона документов (поскольку отсутствие русского перевода Конституционным Судом признано законным), т.е. не смогли их предварительно прочитать.
    Эти документы не получили, надо полагать, также субъекты Российской Федерации (поскольку отсутствие согласования, а, следовательно, невручение текстов Конституционным Судом признано законным), хотя Марракешское соглашение об учреждении ВТО, ратифицированное российскими властями без участия коренных народов, предрешило нелегкую судьбу коренных народов на несколько поколений вперед.
    22 августа 2012 года данный Протокол вступил в силу.
    Состоявшийся сомнительный порядок принятия российскими властями судьбоносных в отношении коренных народов решений подтвердил, что по вопросу нарушения прав коренных народов является обоснованной надежда правозащитников на международные суды, дорогу к которым откроет ратификация Декларации.
    Подводя итог изложенному, нельзя не отметить, что, по мнению многих наблюдателей, право на свободное развитие русского народа в Российской Федерации также нарушается. Хотя вопрос о том, может ли русский народ, формально являясь государствообразующим, быть объектом Декларации, подлежит дискуссии.
    Являясь заложником имперской политики собственных властей, русский народ не может быть лишен права на создание представительного органа, подлежащего финансированию государством, для защиты определенных Декларацией прав, в нравственном смысле принадлежащих любому коренному народу независимо от сложившихся форм государственного устройства.
    В отношении того, может ли быть объектом Декларации башкирский народ, имея в виду, что башкиры являются титульным народом Республики Башкортостан, необходимо учесть, что Республика Башкортостан в смысле Декларации не является государством, поскольку не обладает правом ее ратификации. Правовая позиция татар, чувашей, мордвы, удмуртов и марийцев представляется аналогичной.
    С целью ратификации Декларации, преимущества которой очевидны, общественные объединения, представляющие интересы коренных народов, могут составить обращения в порядке статей 2, 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам; гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, и статьи 27 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой общественные объединения имеют право выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в выработке ими решений. В обращениях необходимо указать почтовый адрес для направления ответа.
    Данные обращения будут обязаны рассмотреть органы и должностные лица, обладающие правом законодательной инициативы, указанные выше, и в течение месяца предоставить мотивированный ответ.
    При наличии политической воли российских властей Декларация ООН о правах коренных народов, являясь многократно менее объемной и сложной, чем документы о вступлении в ВТО, может быть ратифицирована, как показали последние события общественно-политической жизни, в минимальные сроки.
    В заключение хотелось бы процитировать те положения Декларации, которые свидетельствуют о безграничном уважении ее авторов не только к социальным структурам, но и к духовному миру коренных народов, благодаря чему в ранг поэзии возведены строгие правовые нормы: «коренные народы имеют право поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или иным образом занятыми или используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами и нести свою ответственность перед будущими поколениями в этом отношении» (ст.25).
    Эти слова как нельзя больше подходят к башкирскому народу, который, трепетно относясь к природе, считая священными горы, воды и леса, с седой древности несет добровольную ответственность хранителя Урала.

    Саитова Рамиля,
    секретарь Совета аксакалов башкирских общественных объединений,
    28 августа 2012 года

    http://vatanrb.livejournal.com/


    Кук буре предупреждает всех, что за комментарии, содержащие экстремизм, оскорбления отдельных личностей и социальных групп администрация сайта ответственности не несёт, а написавшие их люди, скорее всего, будут привлечены к ответственности, предусмотренной российским законодательством.
    ПОМНИТЕ! Вы несете ответственность за оставленные отзывы! При добавлении отзыва будет сохранен ip Вашего компьютера. Если хотите оставить отрицательный отзыв, всегда можно подобрать корректные слова.
    Добавить в закладки - | Напечатать | 29 августа 2012 ---
    Другие новости по теме:


    Комментарии


    Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 4 дней со дня публикации.